Статья 14414

Название статьи

ПСИХОЛОГИЗМ ЛЕКСИКИ ЦВЕТА В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ВАДИМ»

Авторы

Сморчкова Кристина Владимировна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Agata_Christie90@mail.ru
Кезина Светлана Владимировна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Sveta@zavarovsky.ru

Индекс УДК

811.161.1

Аннотация

Актуальность и цели. Статья посвящена рассмотрению проблемы психологизма цвета в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» (1832–1834). Актуальность исследования определяется тем, что в отечественном и зарубежном лермонтоведении очень мало специальных работ, посвящённых изучению лексики цвета в творчестве Лермонтова, и данная статья – по сути, одна из начальных сту-
пеней в разработке этой темы. Акцент сделан на психологической функции цветообозначений, использованных писателем при создании портретных и пейзажных зарисовок. Основная цель исследования – осмыслить возможности лексики цвета в раскрытии психологического содержания романа русского классика.
Материалы и методы. Материалом для научного анализа послужили цветообозначения, используемые в портретных и пейзажных описаниях романа «Вадим». Ведущим методом исследования является метод филологического анализа, а его основной приём – культурно-историческая интерпретация. Кроме того, в исследовании широко применён количественно-симптоматический метод.
Результаты. Исследование цветовой лексики, являющееся частью филологического анализа художественного текста, позволило выявить в общем светоцветовом рисунке романа четыре основных цветовых тона – светлый, чёрный, примыкающий к нему красный и серый. Изучение психологической нагрузки цветолексем в границах перечисленных тонов способствует более глубокому осмыслению личной трагедии главного героя произведения – Вадима – на фо- не сложных исторических событий.
Выводы. В ходе исследования был сделан вывод о том, что выделенные цветовые локусы – светлый, чёрный, красный и серый – сосредоточены в трёх психологических центрах романа («Вадим» – «Палицын» – «Ольга, Юрий»), являющихся смыслообразующими. При этом психологическим ядром романа является образ Бориса Петровича Палицына, вокруг которого разворачиваются все трагические события.

Ключевые слова

психологизм, лексика цвета, цветообозначение, пейзаж, портрет.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. – М. : Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2011.
2. Головко, В. М. Поэтика русской повести / В. М. Головко. – Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1992.
3. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М. : Художественная литература, 1975.
4. Шан-Гирей, А. П. М. Ю. Лермонтов / А. П. Шан-Гирей // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М. : Художественная литература, 1964.
5. Гинзбург, Л. О психологической прозе : моногр. / Л. Гинзбург. – М., 1976.
6. Гуревич, А. М. Романтизм и реализм / А. М. Гуревич, В. И. Коровин // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия». – М. : Советская энциклопедия, 1981.
7. Этический идеал / А. М. Гуревич, Н. И. Осьмакова, Е. М. Пульхритудова, Л. М. Щемелёва // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия». – М. : Советская энциклопедия, 1981.
8. Михайлова, Е. Н. Проза Лермонтова / Е. Н. Михайлова ; отв. ред. С. А. Андреев-Кривич. – М. : Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957.
9. Вишневский, К. Д. Цветовая палитра М. Ю. Лермонтова / К. Д. Вишневский // Мир культуры: теории и феномены : межвуз. сб. науч. ст. – Пенза, 2003. – Вып. 3.
10. Эйхенбаум, Б. М. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б. М. Эйхенбаум // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М. : Изд-во АН СССР, 1962.
11. Василевич, А. П. Цвет и названия цвета в русском языке / А. П. Василевич, С. Н. Кузнецова, С. С. Мищенко ; под общ. ред. А. П. Василевича. – М. : КомКнига, 2005.
12. Серов, Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. – СПб. : Речь, 2003.
13. Данилова, И. Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто / И. Е. Данилова. – М. : Искусство, 1975.
14. Мотивы / Л. М. Щемелева, В. И. Коровин, А. М. Песков, В. Н. Турбин, Д. П. Муравьев, К. А. Кедров, Н. И. Осьмакова, А. Н. Березнева, И. Б. Роднянская, Р. А. Гальцева, Ю. В. Манн, Е. М. Пульхритудова, Б. А. Старостин // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия». – М. : Советская энциклопедия, 1981.
15. Словарь русского языка : в 4 т. / РАН, Ин-т лингв. исследований. – 4-е изд., стер. – М. : Рус. яз. ; Полиграфресурсы, 1999. – Т. 4. С–Я.
16. Анненский, И. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе / И. Анненский. – М. : Наука, 1979.

 

Дата создания: 24.03.2015 22:45
Дата обновления: 24.04.2015 09:25